Украинцам предлагают пояса для похудения … кошельков

Украинцы все чаще становятся жертвами мошенников, которые предлагают некачественные товары по завышенным ценам, которые рекламируют в СМИ. Прежде всего это касается товаров для здоровья, сообщают эксперты. В Министерстве внутренних дел, в Министерстве здравоохранения и в Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания указывают на то, что возможности государства прекратить такие мошенничества ограничены. Впрочем, украинцы сами могут защитить себя от обмана, отмечают чиновники.

Житель Херсона Николай Стадник увидел телевизионную рекламу поясов для похудения «Вэйст Белт», и позвонил по указанному в рекламе киевскому телефону. Консультант, не назвала ни своей фамилии, ни названия и адреса своей фирмы, около часа рассказывала о преимуществах поясов для похудения, не называя их цены.

Когда оказалось, что пояса стоят от 2 до 4 тысяч гривен, Николай Стадник отказался их покупать. Однако, как он рассказал Радио Свобода, этого было недостаточно.

«Я отказался, сказав, что для меня это очень дорого. Однако они узнали мой домашний номер, звонят и угрожают, что будут стягивать с меня 800 гривен штрафа, якобы за то, что внесли информацию о продаже мне пояса в свою бухгалтерскую отчетность», – возмущается Николай Стадник.

Он считает, что стал жертвой мошенников. Другая его землячка, Анфиса Зыкова, поверила консультанту и согласилась приобрести пояс через службу курьерской доставки. Оказалось, что он не работает, однако вернуть свои средства жительница Херсона не смогла.

Мошенники называют себя подразделением Минздрава

Корреспондент Радио Свобода позвонил по тем же телефонам что и Николай Стадник и Анфиса Зыкова. Ситуация повторилась. Консультант, назвавшаяся Анной Сергеевной, отказалась назвать исходные данные компании. Также она опровергла возможность штрафов за отказ купить пояс для похудения. Зато заявила, что представляет центр коррекции фигуры, который якобы является подразделением Министерства здравоохранения (МЗ) и сертифицирует все товары для похудения в Украине.

«Пояса стоят от одной до 14 тысяч гривен, комплектацию мы подбираем индивидуально, – сказала она. – Для вас, исходя из названных вами биометрических характеристик, он будет стоить 4 тысячи гривен. Но если вы закажете его прямо сейчас и предложите заказать его другим (согласитесь стать так называемой живой рекламой), то он будет стоить 2100 гривен».

Фирма, продающая пояса, работает через посредника. Тот, кто набирает номер, указанный в рекламе – попадает в фирму, предоставляющей информационные услуги бизнесу. Ее секретарь обещает переадресовать обращение к консультанту, который всегда принимает заказчика сам. Вероятно, таким образом продавцы поясов страхуют себя от аудио записи разговора со стороны клиента, и от звонков возмущенных покупателей или контролирующих органов, говорит правозащитник Владислав Андрющенко.

Радио Свобода выяснило, что такие же пояса в специализированных магазинах Киева, с письменной гарантией и сертификатами качества, стоят от 60 до 300 гривен.

Контролировать рекламу и продажу товаров для здоровья правительству трудно?

Когда другой представитель Радио Свобода попросил консультанта прокомментировать попытки продать пояс и угрозы в адрес Николая Стадника, она стала отрицать принадлежность ее фирмы в Минздрав и факты вымогательства денег за отказ от покупки ее товара.

«Конечно, курьер тратит средства, чтобы доставить товар. И если от него отказываются – он будет пытаться договориться, чтобы ему возместили расходы. Но Николай Стадник не маленький мальчик, знает свои права! Если он не получил товара, не заплатил за него денег – никто никому ничего не должен!»– заявила консультант по продаже поясов «Вэйст белт».

В Министерстве здравоохранения отмечают, что пояса не проходят контроля как медицинские средства, санэпидемслужбы только проверяет их на безопасность для окружающей среды и человека. Кроме того, Минздрав не имеет рычагов для выявления мошенничества в этой сфере, этим занимается милиция, сообщили в пресс-службе ведомства.

Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания также не имеет рычагов влияния. Заместитель председателя совета Лариса Мудрак прокомментировала ситуацию для Радио Свобода так: «Национальный совет может в общении с руководителями теле-и радиокомпаний призвать СМИ избавиться недоброкачественной рекламы, и объяснять, почему это нужно сделать. Наказывать за недоброкачественную и ложную рекламу мы не имеем права, только в координации с другими государственными контролирующими органами мы можем это делать».

Лариса Мудрак отмечает, что лицензии компаний, рекламирующих товары для здоровья, и другие разрешительные документы может проверять МЗ и Госпотребстандарт. Однако изменения, введенные админреформой, несколько ограничивают возможности такого контроля, отмечают в Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания.

Правозащитник: борьба с собственной глупостью – лучшая защита

Правозащитники, которые помогают пострадавшим от подобного мошенничества, говорят, что в Украине надувательства покупателей товара для здоровья достигает несколько тысяч случаев в год. Они советуют покупателям самим заботиться о своей безопасности.

«Мошенничество будет пока есть глупость. Поэтому мы боремся именно с ней. Учим людей не покупать товаров неизвестного производителя, и когда продавец не называет своих исходных данных или предлагает курьерскую доставку. Ибо это не дает возможности вернуть себе деньги, если товар окажется некачественным. Покупая, подумайте, как защитить свои права в случае неудачи», – говорит председатель общества защиты прав потребителей «Закон» Владислав Андрющенко.

Правозащитник отмечает, что именно продажа товаров для здоровья и для похудения в частности является самой любимой сферой деятельности мошенников, поскольку люди в Украине традиционно тратят на свое лечение значительную часть своих доходов, а лишний вес – является очень распространенной в государстве.

По материалам: Радио Свобода