Итак, к 1 апреля на городских платных парковках Житомира платежные терминалы установлены не были.
Таким образом, Постановление Кабмина № 1342 от 03.12.2009 г. со всеми изменениями и дополнениями, в соответствии с которыми 31 марта был в Украине последним днем без так называемых паркоматов, выполнено не было. Причем не только в Житомире, но и на общенациональном уровне.
Почему же постановление КМУ было проигнорировано? Этот вопрос автор задал заместителю житомирского городского головы Николаю Боровцу. По его словам, на приобретение 20-ти паркоматов необходимо свыше 900 тысяч гривен. Возможности изыскать их в городском бюджете пока нет.
Кроме покупки устройств, необходимы затраты на их содержание. А это свыше миллиона гривен в год. При этом сборы, которые приносят парковки при существующих тарифах, составляют лишь 780 тысяч гривен в год. При тарифе 4 гривни за час парковки 1,24 гривни остается в распоряжении инспекции по благоустройству, а 2,26 гривни поступают в городской бюджет.
Собеседник отметил также, что данная проблема обсуждалась на уровне Ассоциации мэров городов. Ситуация повсеместно одинакова.
Но за рамками
Отвечая на этот вопрос, Николай Боровец признал, что взимание платы наличными самим парковщиком с 1 апреля незаконно. Следовательно, если не будет принято каких-либо решений на общенациональном уровне, плату за парковку взимать в Житомире не будут. При этом Николай Петрович высказал надежду, что Кабмин урегулирует существующую проблему.
Кабмин Кабмином, а мы займемся арифметикой на нашем, житомирском уровне. Условия задачи: плата за час парковки составляет 4 гривни. В Житомире 13 официальных парковок площадью 6000 кв. м, или 424 паркоместа. Световой день составляет в среднем 12 часов. В году 365 дней. Вопрос: какую сумму собирают все парковки города в течение года? Это задачка в три действия.
Первое действие: умножим 4 на 424. Получим 1696. Именно столько гривен должны приносить все житомирские парковки ежечасно. Действие второе: умножим полученное число на 12. Получим 20352 гривни. Это сбор всех парковок за день. Действие третье: умножим полученное число на количество дней в году — на 365.
Получим 7 миллионов 428 тысяч 480 гривен! Это уже миллионы, а не какие-то там 780 тысяч гривен в год, которые якобы собирают все парковки вместе взятые. Скажете, не все парковки и не всегда забиты под завязку? Ладно, разделим полученное число на два. Получаем свыше трех миллионов 700 тысяч гривен. Тоже немаленькая сумма.
Все эти приблизительные расчеты сделаны для того, чтобы показать читателю, насколько условны те сборы, которые показывают коммунальные платные парковки, и насколько широко поле для злоупотреблений. Возможно, это одна из основных причин, по которой города Украины за три года и три месяца так и не нашли денег на установку паркоматов, поскольку они мгновенно превращают «черный нал» в «белый безнал».
Напоследок напомним, какой должна быть платная коммунальная парковка. Должна быть синяя разметка, выделяющая паркоместа площадью не менее 12 кв. м на каждый автомобиль; дорожные знаки с табличками платных услуг; информационная табличка с указанием наименования оператора парковки, тарифа за парковку, способа платежа, контактных телефонов; чистая и полностью заасфальтированная площадка для паркования; места для бесплатной парковки инвалидов в количестве не менее одного на 10 паркомест, наличие освещения в темное время суток. И наконец паркоматы из расчета одно устройство на 10 паркомест.
Что делать, если паркомата нет и если условия паркования, определенные постановлением Кабмина, не выполняются? Не платить! И обращаться с претензиями в инспекцию по благоустройству, а также в правоохранительные органы.
Виктор Конев, газета Эхо