Смерть напоказ: мысли, навеянные посещением всемирноизвестного Body worlds

Официально Body worlds это – анатомическая экспозиция, состоящая из настоящих человеческих тел и их частей. Натурально – коллекция трупов. В основном без кожных покровов.

Автор идеи и создатель этой экстравагантной галереи – немецкий учёный-анатом Гютер фон Хагенс. В свое время он изобрёл особый способ консервации человеческой плоти, который позволяет сохранить анатомическую структуру в первозданном, так сказать, виде.

Метод заключается в насыщении тканей полимерами, отчего и получил название «пластинация». Благодаря своему ноу-хау Хагенс обрел всемирную славу и, судя по всему, прибыльный бизнес. Body worlds пользуется огромной популярностью. Начиная с 1995 года, когда немецкий анатом впервые представил свой паноптикум миру, выставку посетило более 34 миллионов людей.

И мертвые с саксофонами стоят

Экспозиция включает десятка три застывших в живописных позах тел. Слово «тело», конечно, здесь вряд ли уместно, потому как это скорее части тела, системы – мышечная, скелетная. Но смотрятся они вполне «человечно». Особенно благодаря маленьким деталям – ногтям, ресницам. И надо сказать, что как раз эти детали сильнее всего действую на психику, как бы возвращая к мысли, что всё ЭТО – когда-то моргало, дышало, ходило и так далее. Потому что в какой-то момент сознание отказывается верить в то, что перед тобой, по сути, настоящий человек. Только мёртвый.

«Застывший» – тоже не совсем подходящее определение. Вряд ли человек в момент смерти может застыть столь живописно. Пластинация позволяет «работать» с телом как с художественным материалом и придавать ему практически любую конфигурацию. Чем создатели выставки воспользовались сполна, воплотив из человеческой плоти свои самые смелые художественные фантазии. Есть здесь «тело» на велосипеде, на спортивном снаряде, на лыжах, и даже на коне. Конь тоже натуральный. Всадник как бы в порыве протягивает кому-то на ладони мозг. Свой ли?…

Есть и музыкант с саксофоном в руках

Странно, без музыкального сопровождения. Какой-нибудь пронзительный джазовый пассаж добавил бы лирики в образ.

Представлены на выставке и групповые композиции: троица, за покерным столом, или, например, мама, папа и малыш, держась за руки, шагающие куда-то в пустоту. Папа даже улыбается. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается это – не мама, а два папы: скелет папы и его мышечная система. Очень мило.

В темной комнатке с надписью «16+» два тела – мужское и женское – слились в страстном порыве. Всё очень натуралистично, с фронтальными и латеральными разрезами в районе мочеполовой системы, чтобы было предельно понятно, в каком именно порыве они соединились. Интересно, при транспортировке их разъединяют?..

На самом деле при просмотре этого анатомического собрания возникает множество кощунственных и не очень вопросов. Но самый главный – кто все эти люди?

Если бы трупы могли говорить…

Как утверждает сам Хагенс, в основном он использует тела, которые ему на добровольных началах завещают обычные люди. И таких, по его словам, уже более четырёх с половиной тысяч. Но, вероятно, этого материала для полной комплектации ему не достаточно.

Body worlds на сегодня уже имеет шесть дубликатов, которые одновременно гастролируют по разным частям света. Кроме того, Хагенс наладил производство пластинированых учебных экспонатов, которые активно закупают медицинские университеты.

Таким образом, научные эксперименты переросли в бизнес промышленного масштаба, который буквально строится на трупах. Вопрос – где Хагенс их берет в таких количествах?

В 2003 году немецкий профессор был уличён в том, что пластинировал тела китайских заключенных-смертников, а также получал «биоматериал» из больниц и тюрем Киргизии. Там же, в Бишкеке, в 1996 году на базе медицинской академии он создал филиал Центра пластинации и наладил экспорт киргизских трупов в Европу.

В июле 2003 года в Киргизской медакадемии произвели обыск и обнаружили в подвалах 137 трупов, приготовленных для отправки в Германию. Было установлено, что всего с 1997 по 2002 год было вывезено 488 трупов, не считая отдельных органов.

Ректор медакадемии Искендер Акылбеков был уволен. Кроме того уголовные дела были возбуждены против начальника патологоанатомического бюро, а также по факту финансовых нарушений руководителями Центра пластинации и «по факту обнаружения следов насильственной смерти на телах, находящихся в подвале Института пластинации».

В киргизском парламенте состоялись слушания по фактам вскрывшихся нарушений, во время которых Хагенс предстал перед депутатами в шлепанцах и в своей неизменной шляпе. Такой у него образ. На требование снять головной убор он ответил, что Микеланджело не снимал шляпы даже перед римским папой. А по поводу «криминальных» трупов Хагенс заявил, что ему все равно, откуда берутся трупы: «Я не занимаюсь бизнесом, а занимаюсь наукой. Мне не интересно, откуда ко мне попадают тела».

Хагенса оправдали. Причем не только в России, но и у него на родине – в 2004 году прокуратура немецкого города Гейдельберг признала, что он получал трупы законным путем. Было установлено, что все организации, у которых Хагенс приобретал исходный материал для своих коллекций, предоставляли ему тела умерших людей на законных основаниях.

Дело новоявленного «Доктора Смерть», как окрестили немецкого профессора в прессе, получило широкую огласку. В архивы печатных изданий за 2003 сохранилось множество публикаций, изобилующих жуткими подробностями деятельности Хагинса в России. Причём, речь не идёт о «жёлтой прессе» (http://izvestia.com/news/283923).

После знакомства с этими материалами, заявления Хагинса о том, что он дарует людям возможность «познать анатомическую красоту человеческих внутренностей» (за 12 евро, между прочим), звучат несколько претенциозно.

Желающих приобщиться к такого рода красоте оказалось предостаточно. Но мне кажется, каждый человек, покупая билет в «царство Хагенса», должен задуматься о том, что он становится соучастником немецкого профессора. Соучастником чего? Это уже каждый решает для себя сам.

Когда кто-нибудь осознано готов подарить свое тело Хагенсу и его не смущает мысль, что его эрегированный пенис посмертно будет введен в чью-нибудь вагину это – так, или иначе, нормально. Но если для этого используют тело какого-нибудь несчастного, забытого в психбольнице родственниками киргиза – это как-то не по-христиански, независимо от вероисповедания киргиза. Мне кажется, упокоиться с миром – это фундаментальное право человека. Даже если по каким-то причинам некому поплакать на его могиле.

А Хагенс был оправдан как раз с учётом того, что вывозил из Киргизии трупы, не востребованные родственниками. Так что, если так вдруг сложится, что ваша посмертная судьба никому не будет интересна, теоретически никаких гарантий не очутиться в кунсткамере Хагенса, у вас нет.

Несомненно, как учебный материал, пластинаты немецкого профессора – мечта любого студента-медика. И тут его вклад в науку невозможно переоценить. Но как арт-объекты – сугубо на любителя. Если вы в состоянии оценить волнующуюся красоту изгибов тонкого кишечника или, например, любоваться формами гипертрофированного сердца – вам определенно сюда. Честно. Без иронии. О вкусах не спорят. В определённой степени это любопытно.

Но что до образовательных целей, которые декларирует Хагенс, то не очень-то и понятно, как 40-минутное разглядывания человеческих останков может сформировать анатомические знания. Ну да, я теперь могу с полувзгляда отличить легкие курильщика от легких не курильщика. А еще я знаю, как выглядит язва желудка, рак почки и мозг при Паркинсоне.

Вот только не знаю, кому сказать за это спасибо – киргизскому пенсионеру, китайскому смертнику или какому-нибудь анониму, склонному к посмертному эксгибиционизму.

Житомирянка Катя Малиновская, специально для