«Провокатор». ICTV. Как работалось там?

В предыдущем посте обещала страсти. Вот они у меня начались с «Провокатора». Тогда я впервые почувствовала вкус конкуренции, денег и желания добиться чего-то в журналистике.

Студенческие проекты меня немного закалили. Поэтому, если у студента журфака есть возможность содействовать выпуску университетского журнала/газеты, нужно соглашаться.

И неважно нравится вам это или нет. Именно там вы постигнете первые промахи и ошибки. Именно там сформируется ваш почерк, ваши взгляды, ваши за и против.

В поисках чего-то большего. Я понимала, что стоять на одном месте нельзя. Мне нужно было двигаться вперед. Перечитав многие периодические издания Житомира и посмотрев парочку ТВ-програм, сделала вывод, что это все не мое. Так я решила поехать в столицу.

Когда я звонила в известные издания, все отказывались брать даже на практику. Тогда я поняла, что должна быть готова к слову «нет». Мне говорили: «А вы из Житомира? Нам вас еще всему придется учить. Извините, не хотим». Выручили старые контакты.

За полгода до этого я поехала на телешоу «Свободу слова с Куликовым», где познакомилась с начальником одного из отделов канала ICTV. Он то и помог с практикой. Запомните: при любой возможности без всяких стеснений подходите и берите контактные номера, адреса соц сетей. Ведь никогда не знаешь, когда это может пригодиться.

Я мечтала попасть на «Інший футбол», но оказалась в «Провокаторе». Здесь у меня вышла забавная история.

– У нас очень своеобразный формат, – говорит мне редактор программы. – Мы должны подать тему очень ярко, эмоционально, порой даже ужасающее. Зрителя должно не только зацепить, но и напугать.

А я слушала и голову ломала: «При чем здесь футбол?!». И только в конце рассказа редактор выдает фразу: «Вот такой формат “Провокатора”».

Тогда я расстроилась, что это не «Інший футбол». И лишь спустя два года поняла, что попала в нужное место. Судьба еще свяжет меня с «Іншим футболом», об этом я напишу в следующий раз.

Практика у меня была месяц, но я задержалась почти на все лето. Все потому, что я хотела, бредила работой на ТВ.

Теорию от практики отличает лишь опыт.

Поначалу было сложно: новый коллектив, всеукраинский масштаб, гонка за рейтингами. Но если страшно, значит нормально. Почему так? Да потому что тогда человек хочет влиться в эту систему, понять что, где и как и наконец стать частью команды.

Сказать, что команда «Провокатора» была очень дружной, не могу. Скорее, просто команда, делающая общее дело за определенную плату. Типичный коллектив, полностью уходящий в свою работу.

Главная проблема состояла в том, что нужно было показать себя. На ICTV о моем университете даже не слыхали. Это было противно. Наверняка они думали, что я какая-то тупая девчонка из маленького городка. Но мне было плевать. Я всегда знала, что смогу доказать обратное.

В университете курса по тележурналистике как такового не было. Зачет поставили по принципу: девочкам – 5, мальчикам – 4. Настоящий урок мне преподали на ICTV.

На «Провокаторе» я работала с Сергеем Симанчуком. Скажу по правде, мне повезло. Он, действительно, хотел научить меня профессионально писать. Он разрешил мне быть настоящим журналистом.

С ним мы прошли все: от съемок в бекграундах до написания сюжетов. Он давал возможность показать себя. А главное – он первый, кто вселил веру в меня, что я смогу стать хорошим журналистом.

К сожалению, не всегда попадаются журналисты, которые хотят помочь и чему-то научить. В таких ситуациях я также побывала.

Уроки, которые я вынесла

Первая трудность заключалась в том, чтобы уговорить потенциального интервьюера на беседу. Кажется, что здесь сложного? Позвонил, спросил – и дело в шляпе.

Это так, когда ты делаешь подобное в сотый раз. Но впервые – это и вправду сложно. Когда я первый раз договаривалась о съемке, у меня дрожал голос, путались слова. Что говорить, порой даже забывались.

Паузы со звуком «Эээээ» проскакивали не раз. К следующему звонку я подготовилась более тщательно. В блокноте прописала весь текст, все возможные вопросы и ответы наперед. Я как бы мысленно поговорила с человеком.

Мой прописной текст и уверенный голос дал свой результат. Люди шли на разговор. Спустя неделю блокнот мне был уже не нужен. Но вопросы я прописывала и прописываю до сих пор. Для меня это пунктик.

На телевидение нужно пахать. Я поняла это, когда впервые задержалась допоздна. Ничего так просто не дается. Чтобы тебе доверили тему, доверили самому поехать на съемку, нужно здорово поработать. Я читала парочку книг о написании сюжетов, подводок и т.д., но нигде не было написано как добиться, чтобы тебе поручили написать сам сюжет.

Часто у студентов практика проходит дома. Редактор говорит: “Напиши один материальчик, и мы тебе подпишем все твои листочки”.

Если же вы хотите добиться чего-то, то нужно сразу заявить об этом. В первый день практики я сказала: «Я не хочу варить кофе. Я хочу научиться грамотно писать». Поверьте, это работает.

Не забывайте и не стесняйтесь задавать вопросы. Это меня всегда выручало. Порой я спрашивала нелепые вещи. Но главное то, что я получала ответы.

Также важно интересоваться всем подряд. Всегда нужно показывать, что для тебя этот проект так же важен, как и для редактора с продюсером, что и ты переживаешь за рейтинги программы. А когда нету работы, спрашивать: «А может я могу помочь в чем-то другом?», «Со всем ли вы справляетесь?». Но все это нужно делать ненавязчиво, в контексте, между прочим.

Найдите то, что вам нравится. С «Провокатора» я вынесла определенный багаж навыков и знаний, но там я поняла основное: стиль этой програмы – вовсе не мой. Мне не нравилось писать всю эту угрюмую чушь.

Следуйте совету Стива Джобса: «Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что по-вашему является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете».

Поэтому перед тем, как вы решите искать работу журналиста, определитесь, что вам по душе. Поверьте на слово, это очень важно.

P.S. Я таки добилась своего – мне поручили сделать собственный сюжет.

Ира Сташко