Владимир Дебой: Мы стали пилотной площадкой для серьезных преобразований

Житомир, как и другие города, близкие к столице, имеет в связи с этим ряд достоинств и недостатков.

Многие покидают его в поисках лучшей доли (благо Киев недалеко), но немало и таких, которые понимают: сегодня сюда заходит серьезный бизнес, а жизнь, несмотря на близость к столице, на порядок дешевле.

Мэр города, Владимир Дебой, – человек молодой и просвещенный. Для него, выпускника Ленинградского института холодильной промышленности, двадцать лет назад не было альтернативы – возвращаться в родной Житомир или нет. Был уверен, что будет здесь полезен.

На встречу он согласился сразу и назначил ее в самом популярном месте в городе – ТЦ «Глобал».

– Владимир Михайлович, в последнее время все мэры жалуются на централизацию, урезанные полномочия и небольшой инструментарий в достижении целей. Правда ли, что без срочной административной реформы мы никуда не двинемся?

– Ну, я жаловаться не буду. Не потому что не на что, а главным образом оттого, что это ничего не меняет. Менеджер должен уметь работать с реалиями – вот я с ними и работаю.

Конечно, административная реформа и децентрализация стали бы существенным толчком к развитию страны, ибо центр, как известно, кормится, богатеет и крепнет провинцией.

Но я не политик, а хозяйственник, поэтому исхожу из сегодняшних возможностей.

– Вы пришли в городское управление из бизнеса. И наверняка какие-то задачи сделали для себя первоочередными.

– Безусловно. Основа менеджмента во всех отраслях одна: постановка цели, выработка стратегии, аудит инструментов (смеется). Хуже всего было с инструментами.

Об урезанных полномочиях мэра мы уже говорили, количество инвестиций в городскую экономику было небольшим – 9,5 миллионов долларов, городская инфраструктура запущена, местный совет раздирали политические противоречия…

Я поставил себе первоочередную задачу – привлечь в город инвестиции, обеспечить зону комфорта бюджетникам. Врачи, учителя, библиотекари, юристы не виноваты в наших временных или постоянных трудностях.

Люди работают на благо государства и родного города, значит, их семьи должны быть своевременно обеспечены не только зарплатой, но и социальными инфраструктурами: современными школами для детей, достойными больницами. Ремонтом и реформированием этих сфер я и занимаюсь два с половиной года.

Мог бы перечислять все объекты, однако, боюсь, ваш формат этого не позволит. Что касается инвестиций, то за два года их общий объем возрос в два с половиной раза. И это моя отдельная гордость: мы создаем комфортную зону для бизнеса.

Справедливости ради следует сказать, что Дебою досталось непростое хозяйство: прежний мэр, женщина ловкая во всех отношениях, превратила некогда цветущий, зеленый старинный город в огромный грязный базар. О коррупции, земельных аферах и порезанных на металлолом предприятиях не писал только ленивый.

– Владимир Михайлович, благоустройство городов – это то, на чем многие мэры довольно успешно делают себе рейтинг. Используя при этом, кстати, ресурс местного бизнеса. Здесь можно вспомнить и мэра Коростеня, и мэра Винницы, и мэра Харькова… Каковы ваши отношения с местными бизнесменами?

– Я же коренной житомирянин! И отлично помню, что город имеет тысячелетнюю историю, и мне хочется, чтобы здесь была зона максимального комфорта для людей.

Помимо того, что миллионы бюджетных денег тратятся на благоустройство, ремонты и реставрацию, я понимаю, что время неумолимо и внешний вид города надо подтягивать до европейского уровня.

В Житомире работают известные украинские компании – «Киевстар», маслозавод «Рудь» и другие, которые оказывают нам существенную помощь.

Например, прошлой осенью «Киевстар» установил в центре «Художественную аллею». И первую в городе бесплатную зону WI-FI. Рудь помог благоустроить ряд скверов и парков, построил одну современную и самую большую в городе детскую площадку на месте заброшенного сквера.

Пока все это происходит на добровольных началах, надеюсь, к процессу будут подключаться и другие бизнесмены. Раз мы все живем в этом городе, значит, благоустройство его – наше общее дело, правда? Кажется, это теперь называется социальной ответственностью бизнеса.

Владимир Михайлович – человек своеобразный. В начале его мэрства даже общенациональные СМИ писали о том, что мэр «запретил себя цитировать». Но в «Глобале» я его застала в компании с несколькими местными журналистами, которые вполне себе мирно обсуждали «текущий момент».

– Понимаете, для меня очень важно, чтобы местная пресса понимала, что создание имиджа Житомира – не мэра, подчеркиваю, а самого города! – это одна из первоочередных задач.

От этого будет зависеть и международный туризм в наши места (а тут есть что смотреть!), и желание инвесторов приходить на Житомирщину. Вот вы знаете, что Житомир стал пилотной площадкой для нескольких очень серьезных международных проектов?! В том числе и модернизации значительной части системы теплоснабжения города?

Не знаете! И мало кто знает! А я хочу, чтобы знали. И таких примеров десятки. А наша замечательная история, памятники, замки?! Да мы можем и должны зарабатывать на туризме большие деньги! И здесь пресса может выступить в роли грамотного имиджмейкера.

Однако главное, безусловно, «социалка» и экономика города. Сегодня у нас положительная динамика, и, если через несколько лет каждый выпускник будет говорить: “Вот отучусь – и вернусь в родной город», как это сделал когда-то я, буду считать свою задачу и долг перед родным городом выполненными.

Журнал «Публичные люди», №4

Текст: Наташа Влащенко

Апрель, 2013