Все общепринятые стандарты к написанию бизнес планов инвестиционных проектов, соблюдение которых поможет получить финансирование проекта. Комментарии специалистов к этим стандартам и рекомендации по их применению.
Стандарты UNIDO
Одной из организаций предлагающей стандарты для бизнес-планирования является United Nations Industrial Development Organization (UNIDO) — организация поддерживающая развитие развивающихся стран. Исходя из стандартов этой организации, типовой бизнес-план должен состоять из следующих частей:
– резюме
– описание отрасли и компании
– описание услуг (товаров)
– продажи и маркетинг
– план производства
– организационный план
– финансовый план
– оценка эффективности проекта
– гарантии и риски компании
– приложения
1. Резюме
Раздел содержит общую информацию о бизнес-плане. По резюме составляют впечатление обо всем проекте, поэтому его всегда просматривают потенциальные инвесторы. Резюме должно содержать краткую но понятную информацию и давать ответы на волнующие инвесторов вопросы — каков объем инвестиций, сроки кредитования, гарантии возврата, объем собственных средств и прочее. Остальные разделы документа должны давать более расширенную информацию о проекте и доказывать правильность расчетов в резюме.
2. Описание отрасли и компании
Описание общей информации о предприятии или компании, описание отрасли и перспективы её развития, финансовые показатели деятельности, кадры и структура управления, направление деятельности и выпускаемая продукция или услуги, партнерские связи.
3. Описание услуг (товаров)
Наилучшим будет наглядное представления продукции производимой вашим предприятием — пусть это будет фотография, рисунок или натуральный образец. Если вы производите не один вид продукции, то описание должно быть по каждому виду в отдельности.
Структура данной части:
– Наименование продукции
– Назначение и область применения
– Основные характеристики
– Конкурентоспособность
– Патентоспособность и авторские права
– Наличие или необходимость лицензирования
– Степень готовности к выпуску и реализации продукции
– Наличие сертификата качества
– Безопасность и экологичность
– Условия поставки и упаковка
– Гарантии и сервис
– Эксплуатация продукции
– Утилизация
4. Продажи и маркетинг
Прежде всего, для вашего товара должен существовать рынок сбыта. В данном разделе вы должны показать инвестору, что этот рынок есть. Потенциальные покупатели делятся на конечных потребителей и оптовых покупателей. Если потребителем выступает предприятие, то оно характеризуется месторасположением и отраслью, в которой вы работаете. Если потребитель это население, то характеризуется стандартными социально-демографическими характеристиками – пол, возраст, социальное положение, и прочее. Также, стоит описать потребительские свойства товаров – цена, срок службы изделия, внешний вид и другие.
Структура данной части:
1. требования, которые потребитель предъявляет к продукции данного вида и ваши возможности им соответствовать
2. анализ и описание конкурентов, какие сильные и слабые стороны вы будете иметь
3. маркетинговые исследования, описание рынка и его перспективы развития
4. сбыт — начиная от упаковки и хранения и заканчивая непосредственно сбытом в местах продаж и гарантийным обслуживанием
5. привлечение потребителей — какими способами (маркетинговыми инструментами), анализ эластичности спроса по цене
5. план производства
Расчет постоянных и переменных издержек на производство, объемов производства и сбыта, расчет себестоимости продукции и общие сведения о возможностях предприятия.
Структура данной части:
– географическое положение предприятия, транспортные пути, наличие коммуникаций
– технология и уровень квалификации кадров
– потребность в площадях
– кадровое обеспечение
– экологичность производства и безопасности работающих
– объем производства
– заработная плата и другие расходы на персонал
– затраты на сырье и материалы
– текущие затраты на производство
– переменные издержки
– постоянные издержки
6. Организационный план
От топ-менеджмента компании напрямую зависит успешность проекта. В этом разделе описывается организация руководящего состава и основных специалистов, организационная структура предприятия и сроки реализации проекта, способы мотивации руководящего состава.
7. Финансовый план
Необходимо описать основные финансовые расчеты и издержки, провести калькуляцию себестоимости и описать смету расходов на проект. Так же, описать источники финансовых средств, привести таблицу расходов и доходов и описать движение наличности.
Структура данной части:
– Затраты подготовительного периода
– Затраты основного периода
– Расчет поступлений
– Затраты, связанные с обслуживанием кредита
– Налоговые платежи
– Другие поступления и выплаты
– Отчет о прибылях и убытках
– Поток реальных денег
– Прогнозный баланс
8. Оценка эффективности проекта
Оценка значимости проекта, его эффективность и направленность. Анализ чувствительности предприятия к внешним факторам.
9. Гарантии и риски компании
Гарантии по окупаемости проекта и возврату заемных средств. Описание возможных рисков и форс-мажорных моментов.
10. приложения
Все подробности, которые не вошли в основные разделы, можно описать в приложениях. Это разгрузит основную часть от лишних таблиц, графиков и прочего.
В приложениях чаще всего описываются следующие моменты:
1. полная информация о компании (регистрационные документы и прочее)
2. фотографии, чертежи, патентная информация о продукции
3. результаты маркетинговых исследований
4. фотографии и схемы предприятия
5. схемы по организационной структуре предприятия
6. финансово-экономические расчеты (таблицы, графики)
7. нормативные документы и законодательные акты подтверждающие описанные риски по проекту
Данный стандарт для написания бизнес-плана является самым подробным, поэтому идеально подойдет начинающим предпринимателям.