ТОП – 20 держзамовників, які не хочуть проводити прозорі тендери (рос.)
Согласно украинскому законодательству госзаказчик не обязан объявлять тендер по всем своим расходам. До определенной суммы у него есть выбор – провести торги ( т.н. допороговоя процедура*) с аукционом и сэкономить средства, или заключить прямой договор со свободно выбранным поставщиком.
Я уже дважды писал о злоупотреблениях отчетами на допорогах, когда мы проводили анализ закупок госзаказчиков за второе полугодие 2016 года. Анализ показал интересные, но печальные результаты. Стало понятно, что проводить эффективные и прозрачные закупки хотят далеко не все органы власти. Эта ситуация заинтересовала и общественных активистов.
Transparency International Украина направило письмо в Минэкономразвития с результатами анализа допороговых закупок за 2016 год, где отмечалось, какие именно заказчики игнорируют возможность сэкономить бюджетные деньги и раскрыть информацию о выборе поставщика товаров, услуг и работ, которые покупаются за деньги налогоплательщиков. Минэкономразвития пришлось отдельно призвать недобросовестных заказчиков использовать ProZorro. Надеюсь, что наши обращения не будут проигнорированы и мы скоро увидим в системе больше допороговых тендеров со стороны заказчиков. Кстати, уровень использования допороговых конкуретных процедур может быть индикатором того, насколько те или иные заказчики готовы работать прозрачно, и без откатов и договорняков.
На этот раз мы проанализировали закупки за I квартал 2017 года. Статистика четко показывает, что за три месяца те заказчики, которые провели конкурентные допороговые тендеры (то есть через Prozorro), смогли сэкономить 11,6% бюджетов или, суммарно, 872 млн грн. Цифра довольно большая и представляет собой разницу между заявленными заказчиками бюджетами закупок и суммами заключенных договоров после проведения тендеров. Экономия стала возможна благодаря аукциону на понижение, на котором участники соревнуются за право получить контракт. Если бы эти заказчики пренебрегли возможностью провести тендер, а просто заключили направления договора, то экономии бы не было и государство переплатило бы 872 млн грн за товары / услуги / работы.
Таблица 1. ТОП 20 заказчиков, которые добровольно проводят допороговые процедуры в системе Prozorro
Стоит сказать, что есть министерства и облгосадминистрации, которые всячески поощряют своих заказчиков рационально использовать государственные бюджеты. В закупках таких министерств и регионов мы видим экономию и высокий уровень прозрачности на гостендерах.
К сожалению, в системе есть и такие заказчики, которые 99% своих закупок на допороговые суммы до сих пор проводят, заключая договоры напрямую с поставщиком, а в системе ProZorro отображаются только отчеты о заключенном договоре. Предполагаем, что управляющим органам таких заказчиков (министерств, ОГА и городских советов) не хватает ресурсов проследить за всеми своими заказчиками, поэтому аналитики ProZorro сделали работу за них и подсветили тех заказчиков, которые упорно игнорируют возможность сэкономить деньги налогоплательщиков и, что даже важнее, раскрыть общественности, как они выбирают поставщика товаров или услуг.
В наш ТОП-15 со знаком минус попали те органы власти, заказчики которых проводят 99% закупок без применения конкурентной процедуры. Их заказчики без каких-либо сомнений заключают договоры вне системы, а в ProZorro выкладывают только отчеты.
Таблица 2. ТОП – 20 заказчиков, которые имеют большое количество допороговых процедур и максимальный их объем проводят вне системы
В общем, этими заказчиками было проведено 935 допороговых закупок, из которых около 99% прошли с подписанием прямого договора. Общая сумма контрактов по отчетам этих заказчиков за первые три месяца 2017 года составила более 361 млн грн. Принимая во внимание, что средняя экономия в I квартале 2017 года на допороговых тендерах составляла 11,6%, то легко посчитать что недополученная экономия может достигать 42 млн грн.
Напомню, что согласно закону “О публичных закупках” у государственного заказчика есть два варианта поведения при проведении допороговых закупок.
Первый – объявить упрощенную и сокращенное процедуру тендера через ProZorro, когда каждый предприниматель может прийти и подать свое предложение, дать самую низкую цену и принять участие в аукционе.
Второй вариант – заключить прямой договор с поставщиком, а в систему загрузить только отчет о заключенном договоре. Такая возможность предусмотрена законом потому, что действительно существуют закупки, которые не целесообразно проводить через тендер. Это срочные закупки при аварийных ситуациях, закупки на небольшие суммы, на которые и поставщикам не всегда интересно приходить и другие исключения. Но это исключение, а не 99% допороговых процедур. Стоит заметить, что кроме ограничения доступа к данным о закупке за деньги граждан существует еще одна проблема прямых договоров: отсутствие конкуренции и аукциона, что приводит к почти 100% использованию бюджетных средств, независимо от того, рыночная и справедливая цена была заложена в план или нет.
Как показывают открытые данные ProZorro bi.prozorro.org, многие заказчики активно пользуются возможностью привлечь бизнес на свои торги и объявляют через ProZorro даже допороговые процедуры. За первые три месяца 2017 года более шести тысяч заказчиков провел около 50 000 допороговых закупок с использованием аукциона на общую сумму в 7,5 млрд грн. Эти заказчики далеко не все закупки проводят через аукцион и так же имеют определенные прямые закупки. Но при этом всегда, когда есть возможность, объявляют тендер с аукционом.
*Допороговая закупка: закупки до 200 000 грн в год для товаров и услуг (1,5 млн грн для работ).
Максим Нефьодов, перший заступник міністра економічного розвитку і торгівлі