Суккот. Кущи от ветхозаветных времен до наших дней

Еврейские Кущи. Именно так – не кучки, а кущи, то есть временные жилища из веток – шалаши, палатки. Это радостный праздник, он никак не связан с пасмурной дождливой погодой.

Чаще всего он проходит в разноцветье осенних красок. Также это праздник сбора винограда и урожая в конце лета. И от этого радость – Бог и в этом году не оставил нас без Своего Благословения. И научил радоваться всему, что имеем. Это время приношения хвалы и благодарения Богу.

Суккот завершает цикл годовых праздников. После того, как Израиль очистил свое сердце в Рош хаШана, принес достойный плод покаяния в Йом Кипур, он достоин войти в Суккот, символом которого являются слова: «У чистосердечных – радость!».

В книге Левит 23:40–42 написано: «…веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней…». Суккот или Кущи – праздник, в котором участвует Сам Господь, радуясь вместе со Своим народом. И как Ему приятно наполнять народ радостью и любовью, что по истечении семи дней Он просит – ну останьтесь со Мною еще хоть один день!

История праздника уходит корнями во времена выхода израильского народа из Египта. Это произошло около 1500 лет до нашей эры. Моисей вывел народ Израиля с чудесами и знамениями, чтобы ввести его в землю обетованную.

Библия говорит, что вместе с Израилем из Египта вышли люди разных племен. Все, кто присоединился к еврейскому народу, и кто вкушал вместе с еврейскими семьями пасхального агнца, были спасены от ангела смерти, поражавшего первенцев Египта, и обрели милость и защиту Господа.

Кущи, которые евреи традиционно делают на праздник Суккот и в которых живут семь дней, символизируют Божий покров. В псалме 90:1 написано «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится». Входя под Божий покров, мы обретаем Божий покой, Его защиту, милость, благодать.

В ветхозаветные времена кущи изготавливали из определенных видов растений. Сейчас строго не придерживаются этого, но не вникая глубоко в детали, важно понимать смысл праздника. Евреи верят, что многочисленные листочки на ветвях, которыми покрывают кущи, символизируют все народы – как верующие в Иисуса Христа, так и тех, за кого мы молимся и кто еще не принял искупительную жертву нашего Господа. И поэтому за неспасенных родственников возносится особая ходатайственная молитва.

Во время празднования Суккот в Иерусалиме совершалось много красивых обрядов и действий – священники трубили в трубы, левиты пели священные песни, люди с молитвами благодарения обращались к Богу. И во время молитвы приходит Тот, Кто является ответом на любую молитву!

В Суккот есть особый обычай, который называется «вознесение лулава». Взмахивая букетом из четырех видов растений, соединенных вместе, благословляли весь народ Израиля. Каждое растение символизировало отношение к Богу разных людей – знающих Тору, совершающих добрые дела, не знающих Тору, живущих грешной жизнью, Бог их всех соединил в один народ. Поэтому и сплелись в лулав такие разные растения – плод этрога, ветвь финиковой пальмы, мирт, ива.

Во время ритуала возлияния воды из золотой чаши к подножию жертвенника, что символизировало излияние Святого Духа на Израиля, Господь сказал: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоанна 7:37-38).

Все, что происходит в этот праздник, указывает на Иисуса Христа, Спасителя. Каждый образ, каждый ритуал, каждое действие говорит о Нем. Иоанна 8:12: «…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Господь не меняется, Он вчера, сегодня и вовеки Тот же. Его милость безгранична, любовь бескорыстна, спасение благодатно: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Псалом 90:14-16).

Велика милость Господа к нам, грешным людям. Он сделал Себя жертвой не только за Израиля, но и за все народы, племена, за каждого человека. По Своей благости и милости Он даровал нам спасение от смерти и греха. Всякий, кто призовет Имя Его, – спасется: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иезекиль 33:11).

Пока живой – у тебя есть надежда на спасение. Используй свой шанс, не потеряй свое время. А Библейские праздники исполнятся с тобой или без тебя. Задумайся!