Житомирянка Катя Малиновская из колледжа Университета Амстердама: “Почему же я прогуливала уроки английского в школе???!”

Ещё раз учиться… Единственный для меня вариант доучить, наконец, английский язык.

Курсы курсами, но без ежедневной глубокой языковой практики заговорить “флюэнтли” мне не представляется возможным. А с продавщицами и соседями по лестничной площадке такая практика у меня не складывается.

Диплом филолога житомирского педагогического университета никак не может быть интересен заграничным вузам, поэтому начинать образование мне придется с нуля. И первый шаг – колледж Университета Амстердама.

Подать в него документы особого труда не составляет. Всё происходит в электронной форме через специальный сайт. Регистрируешься, размещаешь сканы аттестата и других дипломов. Ну и мотивационное письмо, в котором ты рассказываешь, почему и как ты можешь быть полезен данному учебному заведению. Вступительных экзаменов нет.

Я не стала указывать в своем письме, что целью учёбы в колледже «номер один» для меня является овладение английским языком. Ну и ещё – мне как бы нечем заняться в жизни. Думаю, это звучит не очень убедительно для приёмной комиссии. Нет, не то чтобы я не хочу учиться. Конечно, учиться – это всегда интересно, и никогда не поздно. Но как это делать в 28 лет на иностранном языке, я пока не очень представляю. Чтобы хоть немного представить это, сходила на день открытых дверей в этот самый колледж.

На подходе к учебному корпусу резко возрастает количество молодых людей возраста примерно 18-20, одетых, так сказать, безыскусно. В Амстердаме сложно удивится внешнему виду людей, так как фриков здесь полно. Но в районе колледжа степень экстравагантности начинает зашкаливать.

Одни причёски чего стоят: разноцветные ирокезы, дрэды всех возможных конструкций, бритые вполовину головы (у девочек тоже), укладки «памяти Анжелы Дэвис» (у мальчиков тоже). Во внешнем виде в целом сквозит лёгкая небрежность. Иногда и не легкая – в виде дырок на одежде.

Похоже, что здесь в этом усматривается какой-то особый шик. «Белые воротнички» тоже встречаются, что меня немного приободрило. Потому как первой моей реакцией на всё это буйство нонконформизма было убежать куда подальше. Комплексы, наверно. Наступив внутреннему социопату на горло, захожу внутрь.

Обычный студенческий корпус, коридоры, классы. Несколько холлов со столами и стульями где студенты едят, пьют, болтают, мимоходом заглядывая в конспекты. Атмосфера самая обыкновенно-студенческая. Вот только говорят все на английском. Хотя и столь любимый мной голландский звучит отовсюду. Хоть колледж является интернациональным и язык обучения здесь английский, голландцев, видимо, тоже хватает.

Потенциальные студенты – prospective students, как это здесь называется – в тот день получили возможность поприсутствовать на двух обычных занятиях согласно своему профилю.

И так, первая лекция из цикла «История кино». Класс битком набит студентами – «настоящими» и «перспективными». Скромненько присела на галерке. Рядом оказались две голландки – из «настоящих». Одна из них тут же мне заявила, что колледж – ужасный (- Что именно ужасно? – Хм.. Организация и всё такое). На протяжении всего занятия она демонстративно просидела в солнцезащитных очках, мониторя интернет по ай-паду и параллельно пытаясь что-то вырезать перочинным ножом на крышке своего Blackberry. Интереса к лекционному материалу не проявляла.

Её соседка, которая вроде как слушала преподавателя и даже делала некоторые пометки в конспекте, после лекции доверительно мне сообщила, что не стоит прислушиваться к мнению её подружки, что колледж на самом деле не плохой и учится здесь интересно.

Лекция и вправду была познавательной, но манера преподавателя была не слишком выразительной. Все, что он делал, это переключал слайды с текстами из лекционного материала и тут же озвучивал их вслух. Хотя для меня, как человека, у которого с английским пока ещё не флюэнтли, это было как нельзя кстати.

Тема занятия – итальянский неореализм (в частности Росселлини, Дзаваттини) и литературные эссе немецкого философа Вальтера Беньямина и французского теоретика кино Андре Базена. За час пятнадцать минут информации получилось вагон и тележка. Хоть и весьма поверхностной. Но на сегодняшний день возможностей углубить свои познания по любому вопросу – предостаточно.

Для закрепления материала вечером все приглашались на совместный просмотр фильма Витторио Де Сика. В конце занятия завязалась небольшая дискуссия со студентами. Мысли в основном излагались небезынтересные, и притом студентами, которые, казалось, вообще были безучастны к происходящему до этого в классе.

Перед вторым занятием – перерыв полчаса. Послонявшись по коридорам, присела в кафетерии. Вероятно оценив мои социопатические страдания, один студент-голландец пригласил к себе за столик. Лысый в выглаженной рубашке. Изучает сайнс. Поговорили о том, о сём. Ну как обычно: ты откуда, какую музыку слушаешь. Кстати, когда говоришь, что ты – из Юкрейн, всем почему-то слышится «из ЮКей» – из Британии, то есть. Не с нашим акцентом…

Второе занятие из цикла «Literature of social exclusion» (я так и не поняла что это, в общем-то, значит «литература социального исключения»). Преподавательница – молодая немка, довольно увлеченная предметом.

Начали с обсуждения фильма «Миллионер из трущоб», вернее его литературной основы. Оказывается, это оскароносное кино снято по бестселлеру индийского дипломата Викаса Сварупи «Вопрос – Ответ». Анализировали литературный текст, зачитывали отрывки. То есть это не лекция была, а интерактивное занятие. Студенты активно высказывались – все по делу, но вот одна девочка несла откровенную чушь. При этом преподавательница внимательно её слушала и пыталась придать осмысленность её репликам.

Сравнивали «Вопрос – Ответ» с «Оливером Твистом» в контексте колониальной литературы. Потом перешли к сравнительному анализу текста и кинопроизведения, используя “наочність” – слайды, вырезки из фильма. Потом одна студентка делала краткий доклад об индийской касте Хиджра. К своему стыду никогда раньше не слышала об этом странном культурном явлении – третий пол, полуженщины, полусвятые, полупроститутки… Пересказывать – бессмысленно, лучше самому почитать.

Занятие даже затянулось на лишних полчаса. Расходиться никто не спешил, все старались высказаться по теме. Даже «перспективные» студенты осмелели. Я, конечно, помалкивала. Мне было мучительно больно от вопроса – почему я прогуливала уроки английского в школе?? На студенческий обед я не пошла – от переизбытка информации и впечатлений у меня взрывался мозг. Домой, учить неправильные глаголы…

________________________________________________________________________

Житомирянка Катя Малиновская, которая сейчас живёт в Голландии, время от времени радует читателей Репортер Житомира своими интереснейшими наблюдениями о жизни “продвинутого” европейского общества и героическими усилиями доучивает английский язык